УРОК №4. Составные объекты Loft

Для того чтобы понять назначение представленного в названии метода моделирования, представим себе охотничий рожок (Рис. 1).

Рис 1. Рожок

Больше всего этот предмет похож на согнутую трубку. Если разложить наш рожок на составляющие, то получиться круг, "протянутый" вдоль оси. Причём вокруг оси трёхмерной. Если бы направляющая кривая лежала в одной плоскости, форма содержала бы самопересечение. Именно в этом и состоит метод построения объектов на оснвое сечений: мы рисуем плоские контуры: сечения (одно, или несколько, в зависимости от сложности объекта) и кривую, которая будет путём для этих сечений. Получается объёмный предмет.

Инструмент, осуществляющий этот метод - Loft. С его помощью можно делать достаточно разнообразные объекты, используя возможность редактирования сечения, установку нескольких сечений, редактирования полученной формы с помощью специальных графиков деформации. Все эти возможности использовались при создании охотничьего рожка.

Теперь, чтобы овладеть методом Loft-моделирования, создадим тренировочный объект – колонну (Рис. 2).

Рис 2. Колонна, созданная при помощи Loft

Пусть Вас не пугает сложность формы - всё достаточно просто.
Сначала нарисуем путь, по которому будут «идти» сечения. Для этого выберем инструмент Line в Shape -объектах и, поставив первую точку, нажмем Shift на клавиатуре. Это необходимо для того, чтобы линия рисовалась абсолютно ровной (Рис. 3)

Рис 3. Слева - линия, созданная "на глаз", справа - с использованием клавиши Shift

Теперь необходимо создать сечения. Они могут располагаться в каком угодно месте сцены, главное создать их так, чтобы у них был одинаковый масштаб, и чтобы их радиус не превышал длину пути, а был намного меньше него: иначе объект может получиться слишком коротким (Рис. 4).

Рис 4. Диаметр сечения больше длины пути

Нам понадобятся сечения Circle (круг) и Star (звезда) (Рис. 5).


Рис 5. Сечения

Для того чтобы скруглить кончики у звезды, нам необходимо отредактировать данный объект на уровне Vertex (точки). Но если мы перейдем в параметры звезды (вкладка Modify), то не увидим там таких же свойств, какие мы видели у объекта Line. Для этого нам необходимо конвертировать объект Star в Editable Spline (редактируемый сплайн). Щёлкнув правой кнопкой мыши на ребре этого объекта, выбираем в появившемся меню Convert to (преобразовать в) => Editable Spline. После этого во вкладке Modify мы увидим уже знакомые нам уровни редактирования объекта.


Рис 6. Уровни редактирования сплайна

Теперь перейдём на уровень редактирования Vertex (Рис. 7).


Рис 7. Уровень редактирования Vertex

Выделим все точки у Star и изменим их тип на Smooth (сглаживание). Это можно сделать, нажав на одной из выделенных точек правой кнопкой, и выбрав соответствующий пункт в контекстном меню (Рис. 8).


Рис 8. Преобразование типа точек в Smooth

Теперь все приготовления сделаны. Выделим путь, активируем инструмент Loft. Он находится во вкладке Create => Geometry => Compound Objects (составные объекты). Посмотрим теперь на появившиеся параметры инструмента Loft (Рис. 9).


Рис 9. Параметры Loft

Здесь мы видим две основные кнопки: Get Path (указать путь) и Get Shape (указать сечение). Так как у нас путь уже выделен, и именно к нему мы применили инструмент Loft, то нам нужна кнопка Get Shape (указать сечение). Нажав на нее, укажем на нарисованный ранее Circle. Должен получиться простой цилиндр (Рис. 10).


Рис 10. Форма, полученная в результате «протягивания» сечения Circle по линии

Примечание:
Очень важно при работе с Loft соблюдать пропорции объекта, иначе можно получить не вполне корректную форму и усложнить себе понимание действия данного инструмента (вспомните пример про диаметр сечения и длину пути).
Теперь нам следует в нужных местах разместить другие сечения. Это можно сделать, используя параметры инструмента Loft, которые располагаются во вкладке Path Parameters (параметры пути). См. рис. 9. Напомним, что все изменения с уже созданным объектом производятся во вкладке Modify.

Значение Path не может превышать значения 100 и опускаться ниже 0. Параметр Snap, который становится активным, только если поставить галочку на On справа от него, помогает задать количество частей, на которое будет разделен наш путь. Это помогает, если Вы хотите создать Loft -объект из нескольких сечений, отстоящих друг от друга на равном расстоянии.

Например:
Snap = 5
: теперь, увеличивая значение Path, вы увидите не только изменение этого значения на равные доли (по 5), но и заметите перемещение по пути небольшого желтого крестика (Рис. 11).


Рис 11. Крестик, показывающий положение будущего сечения

Положение крестика указывает, где можно поставить новое сечение. Увеличиваем значение Path до 10, и, опять нажав кнопку Get Shape(получить сечение), снова указываем на Circle. Ничего существенного не произойдет, т. к. у нас появилось два одинаковых сечения. Вот теперь изменим значение Snap на 1 и, увеличив значение Path до 12 единиц, вставим сечение Star (снова нажимаем Get Shape, и указываем на Star). Обратите внимание на переход от сечения Circle к Star (Рис. 12).

Рис 12. Добавлено сечение Star

Примечание:
Обратите внимание, что дальше главенствующим сечением стала Star.
Теперь переместим крестик на 88 единиц и вставим опять сечение Star. После этого - на 90 единиц, и сечение Circle (Рис. 13).

Рис 13. Результаты добавления ещё двух сечений

Теперь нам осталось создать закругления на концах колонны. Сначала поставим ещё по одному сечению (Circle) в значениях 5 и 95. Затем перейдём на уровень редактирования сечения (Shape) во вкладке Modify (Рис. 14).


Рис 14. Уровень редактирования сечения Shape

Теперь мы можем редактировать сечения объекта. Чтобы оставить "открытыми" начало и конец нашей колонны, удалим первое сечение (которое стоит в нуле). Таким образом, первым сечением становится Circle, значение Path которого равно 5. А последним - Circle со значением Path = 95. Выделим первое и последнее установленные сечения (Рис. 15).


Рис 15. В режиме редактирования сечений Loft-объекта выделены 2 сечения

И немного их увеличим с помощью инструмента Select and Scale (Рис. 16)

.
Рис 16. Результат масштабирования крайних сечений

Необходимо помимо этих сечений добавить еще парочку с обеих сторон. Это трудоемко, да и не нужно. Есть другой способ.

В параметрах объекта Loft есть раздел под названием Deformation (деформации). Разверните её, нажав на плюсик (Рис. 17).


Рис 17. Раздел Deformations параметров Loft

Мы рассмотрим деформацию Scale (масштаб). Нажав на соответствующую кнопку, мы увидим график (Рис. 18).


Рис 18. График Scale Deformations

Серая линия в нуле - это ось объекта, а красная линия - это приблизительный контур объекта. Изменяя график, мы меняем форму объекта.
Чтобы добавить точку на график, нам необходимо воспользоваться инструментом . Чтобы сделать график в некоторой точке скругленным, нужно щелкнуть на нужной точке правой кнопкой мышки, и выбрать Bezier Smooth (Рис. 19).


Рис 19. Изменение типа точки графика деформации

Появятся уже знакомые нам направляющие, с помощью которых мы сможем изменять изгиб графика в точке.

Итоговый график должен выглядеть так (Рис. 20).


Рис 20. Итоговый график

Примечание:
Если вы создали путь (объект Path) не прямым, то изменения, производимые графиком, могут не равномерно распределяться по объекту (Рис. 21).

Рис 21. Результат деформации графика при кривом пути

Если же Вы выполнили всё верно, то в итоге у вас должна получиться вот такая колонна (Рис. 22).

Рис 22. Колонна

Задание

Теперь самостоятельно сделайте колонну с помощью модификатора Loft. Затем постройте сооружение на подобии афинского Парфенона (Рис. 23). Неровности и сколы сделайте с помощью булевых операций. Камни на колоннах сделайте с помощью Box с модификатором Noise. Вставьте в сцену фонтан, который вы делали в прошлом уроке, настройте свет. На Environment поставьте картинку с греческим пейзажем.


Рис 23. Сооружение из колонн, сделанных с помощью Loft