Тема: Параметры окружения трехмерной сцены. Фон.

 

Использование фона в трехмерной сцене очень важно. Во многих компьютерных проектах фон задает масштабность сцены, если, например, нужно показать большие пространства (космос, пейзаж и т. д.). Не имеет смысл моделировать город на заднем плане, если его можно вставить в виде картинки – фона сцены или пейзаж. Рис. 1

 

 

Рис. 1 (пример постановки фона)

 

Или если мы моделируем полет космического корабля в космическом пространстве в поле астеройдов. Проше вставить большое их кол-во на задний план, а на передний поместить их в виде реальных объектов.

 

За фон в 3D Studio MAX отвечают параметры Environment (окружение). Располагаются они в меню Renderingà Environment Рис. 3

 

Рис. 3 (место нахождения настроек Environment)

 

Рассмотрим создание космического окружения. Для этого нам нужно загрузить на задний план картинку звездного неба. Зайдя в Environment (окружение) мы видим следующее окно. Рис. 4

 

Рис. 4 (окно настроек Environment)

 

Далее нам необходимо нажать на кнопку NONE и попасть в уже знакомое нам диалоговое окно выбора процедурных текстур Рис. 5

 

Рис. 5 (окно выбора процедурных текстур)

 

Нам необходимо загрузить изображение, для этого нам необходимо выбрать процедурную карту Bitmap (растровое изображение).  После этого в появившемся окне выбираем нужную нам картинку. 3dsmax6/maps/space/stars10.jpg. после этого вместо NONE появится название карты и файла Рис. 6

 

Рис. 7

 

Если мы теперь произведем визуализацию, то  увидим на заднем плане звезды. Если после этого мы поместим туда объект (космический корабль) и провизуализировав сцену мы получим полноценный ее вид. Рис. 8

 

Рис. 8 (космический корабль в окружении звезд)

 

Есть существенный недостаток. Задний фон, на данный момент, является статичным. Т. е. если мы попробуем сейчас посмотреть на корабль с другого ракурса, мы увидим, что картинка на заднем плане не изменилась. Решением этой проблемы может стать настройка сферического окружения. Это значит что картинка, которую мы использовали для заднего фона, станет окружать сцену вокруг и, вращаясь, мы будем видеть смещение звезд.

 

Внимание: 

Для того, что бы использовать настройки Spherical Environment (сферическое окружение) нам нужно использовать специальные изображения, которые под это адаптированы. Например: файл stars10.jpg как раз на это настроен.

 

Зайдем в Material Editor (редактор материалов) и выберем пустой слот. После этого туда необходимо загрузить нашу текстуру, которую мы поместили на задний план. Нажав на кнопку Get Material (получить материал)  которая располагается в панели инструментов редактора материалов, мы попадаем в окно Material Map Browser (просмотр карт материалов).

 

Примечание:

При нажатии на Get Material окно выводит список всех карт и стандартных материалов, которые можно использовать можно загрузить просто изображение или материал. Это выбирается слева  Рис. 9

 

 

Рис.9 (выбор отображаемых типов)

 

Нам нужно, что бы стояла галочка MAP. После этого в Browse From (смотреть в) мы выбираем Scene (сцена).

Далее щелкаем два раза на нашу текстуру, которая появилась в окне просмотра. Она загрузится в слот. Так как мы выбрали ее как Maps (карту) то она загрузится в слот картинкой. Рис. 10

 

Рис. 10 (загруженная карта в слот)

 

Теперь можно ее настроить. Обратим на внимание на ее параметры Рис. 11

 

Рис.11 (параметры карты звездного неба)

 

Обратите внимание на то, что текстура имеет тип Environment (окружение). Справа опции, в которых можно выбрать тип отображения, по умолчанию стоит Screen (экран). Нам нужно поставить Spherical Environment (сферическое окружение). Рис. 12

 

Рис. 12 (выбор типа отображения текстуры окружения)

 

После этого звезды станут, как бы, окружать корабль, но будут очень большими. Рис. 13

 

Рис. 13 (результат настройки сферического окружения)

 

Можно уменьшить их, используя опцию Tiling в параметрах карты см. рис. 11. Введите там значения U=V=2. Теперь звезды стали более реалистичными.

 

Примечание:

Если вы визуализируете изображение при слишком маленьком разрешении и сильном сжатии, то звездного неба вообще можно не увидеть.

 

Теперь, если мы начнем изменять вид, то увидим, что звездное небо то же смещается.